По общему правилу обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования спора по искам о защите прав потребителей не требуется, кроме установленных случаев (например, по спорам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи).
Для взыскания компенсации морального вреда в досудебном порядке, как правило, продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю, импортеру) подается письменная претензия. Она составляется в свободной форме. В отношении отдельных видов услуг (например, услуг почтовой связи) могут быть предусмотрены определенные особенности.
В общем случае в претензии следует указать, в частности, следующую информацию:
1)сведения о получателе претензии: наименование или Ф.И.О. (отчество — при наличии) продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного предпринимателя, импортера), адрес его места нахождения (жительства);
2)сведения об отправителе претензии: Ф.И.О. (отчество — при наличии), адрес, номера телефонов, адрес электронной почты и иные контактные данные;
3)основания предъявления претензии и обстоятельства, на которых вы основываете свои требования;
4)требование о компенсации морального вреда с указанием размера компенсации, а также способа ее получения (например, реквизиты банковского счета для перечисления компенсации);
5)срок ожидания ответа и способ ответа на претензию (например, по электронной почте), а также указание на намерение обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке;
6)перечень документов, прилагаемых к претензии в подтверждение ваших требований;
7)дату и подпись отправителя претензии.
Если иное не установлено договором, претензия может быть представлена причинителю вреда следующим образом: передана лично.
Рекомендуем изготовить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и (при наличии) печать;
направлена по почте или с помощью иных служб доставки либо в электронной форме. Направление претензии в форме электронного документа возможно, например, посредством электронной почты, факсимильной и иной связи. Однако в этом случае должна иметься возможность достоверно установить, от кого она исходит и кому адресована.
Отметим, что срок рассмотрения претензии может зависеть от категории спора.